user

Более подробно Вы можете с нами познакомиться на нашем сайте - kazka.mk.ua  Наша группа в Фейсбуке   http://www....
подробнее...

Центр Развития Ребёнка "Сказка" Центр Развития Ребёнка "Сказка" ул. Водопроводная, 34. Наш сайт kazka.mk.ua, 769060 , 096-585-79-17; 063-583-13-73 Сегодня: 08:30 - 19:30
Отзывы посетителей

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

Автор: Центр Развития Ребёнка "Сказка" 22:38, 28 Ноября 2017 1497 0 0


ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

 Сказки есть в каждом доме, и в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершенно справедливо утверждали следующее:

- Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.п.;

- Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;

- Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;

- С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье для развития детей, разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология..

7. Сказка развивает руки.

Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше.

Задача взрослого - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Это даёт ребёнку возможность уяснить, что в сказке, или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок  мы предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и  как правило, мимо которого проходят взрослые. Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда  (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что дети вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.

Рассмотрим следующий раздел - воспитание добрых чувств. Нет необходимости убеждать в важности поставленной  проблемы: всем нам понятно, что, доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. Очень важно, тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - речевая зарядка. Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребёнок ситуативно задаёт массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!

Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

 - придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок-лесовичок);

 - срифмовать два слова (кузнец-удалец);

 - составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого - по словечку»:  «Колобок» - «Колобок катится» -«Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зелёной дорожке» и т.д.

Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика  развитие мышления и воображения. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то её эпизод.

Теперь о связи сказки и математики. Когда мы ведём речь о дошкольнике, то должны иметь ввиду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится  на самой поверхности. («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.) В этой же рубрике -«Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос «Чем похожи, чем отличаются?» Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует.

Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике сказка и экология. Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмём, к примеру, семя яблока и вместе с ребёнком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - варенье и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (т.е. от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.

И последняя рубрика сказка развивает руки.  Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная  дорога к сердцу ребёнка.  Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами.

Статью подготовила учитель украинского языка и развития речи Центра Развития Ребенка "Сказка" Цуркан Людмила Васильевна.

Центр Развития Ребенка "Сказка" находится по адресу: ул. Водопроводная, 34. Телефон: 769060 , 096-585-79-17; 063-583-13-73, сайт kazka.mk.ua

Тэги: Сказка центр развития ребенка развитие речи воспитание обучение дети малышам фантазия занятия


Похожие статьи

Детская комната мечты

Здравствуйте девочки , планируем открытие в центре города, детской комнаты , которая максимально будет интересна для деток разного возраста с...

Читать далее
Ставим четкие границы между тем, что можно, а чего нельзя ребенку.

Часто малыши не умеют спокойно реагировать на запреты и их тяжело заставить слушаться. Что же в таких случаях делать? Как победить своего упрямого мал...

Читать далее
Если у вас двое детей

 - самое главное — не сравнивать детей друг с другом! Даже если сравнение кажется положительным для обоих, это может подтолкнуть их к дальн...

Читать далее

0 комментариев

Пока нет сообщений