user

Более подробно Вы можете с нами познакомиться на нашем сайте - kazka.mk.ua  Наша группа в Фейсбуке   http://www....
подробнее...

Центр Развития Ребёнка "Сказка" Центр Развития Ребёнка "Сказка" ул. Водопроводная, 34. Наш сайт kazka.mk.ua, 769060 , 096-585-79-17; 063-583-13-73 Сегодня: 08:30 - 19:30
Отзывы посетителей

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

Автор: Центр Развития Ребёнка "Сказка" 22:38, 28 Ноября 2017 193 0 0


ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

 Сказки есть в каждом доме, и в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершенно справедливо утверждали следующее:

- Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.п.;

- Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;

- Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;

- С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье для развития детей, разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология..

7. Сказка развивает руки.

Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше.

Задача взрослого - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Это даёт ребёнку возможность уяснить, что в сказке, или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок  мы предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и  как правило, мимо которого проходят взрослые. Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда  (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что дети вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.

Рассмотрим следующий раздел - воспитание добрых чувств. Нет необходимости убеждать в важности поставленной  проблемы: всем нам понятно, что, доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. Очень важно, тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - речевая зарядка. Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребёнок ситуативно задаёт массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!

Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

 - придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок-лесовичок);

 - срифмовать два слова (кузнец-удалец);

 - составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого - по словечку»:  «Колобок» - «Колобок катится» -«Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зелёной дорожке» и т.д.

Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика  развитие мышления и воображения. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то её эпизод.

Теперь о связи сказки и математики. Когда мы ведём речь о дошкольнике, то должны иметь ввиду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится  на самой поверхности. («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.) В этой же рубрике -«Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос «Чем похожи, чем отличаются?» Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует.

Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике сказка и экология. Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмём, к примеру, семя яблока и вместе с ребёнком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - варенье и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (т.е. от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.

И последняя рубрика сказка развивает руки.  Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная  дорога к сердцу ребёнка.  Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами.

Статью подготовила учитель украинского языка и развития речи Центра Развития Ребенка "Сказка" Цуркан Людмила Васильевна.

Центр Развития Ребенка "Сказка" находится по адресу: ул. Водопроводная, 34. Телефон: 769060 , 096-585-79-17; 063-583-13-73, сайт kazka.mk.ua

Тэги: Сказка центр развития ребенка развитие речи воспитание обучение дети малышам фантазия занятия


Похожие статьи

Как хорошо уметь читать!

Центр Развития Ребёнка "Сказка"
Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать... Много пособий и исследований посвящено обучению детей чтению. Но оказывается, что научить ребенка читать, это только нач...

Читать далее

Фитнес для Малышей в Центре Развития Реб...

Центр Развития Ребёнка "Сказка"
Фитнес для Малышей в Центре Развития Ребенка "Сказка"

Центр Развития Ребенка "Сказка" приглашает мальчишек и девчонок 2-5 лет на занятия ДЕТСКИМ ФИТНЕСОМ!!!!   Что такое детский фитне...

Читать далее

0 комментариев

Пока нет сообщений