• 0 Поддержать автора
  • Поделиться

Мотивация ребенка к учебе

Тяпа   
Хранитель форума   
12 июня 2017 2226 17

Учебный год только закончился, и, конечно, можно бы расслабиться и о школе думать, но все же:

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

Где причины и кому удалось что-либо изменить?

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   13 июня 2017

Я так поняла, что все молчат потому, что их дети хотят учиться :) везет вам.

Вот такая статья на Фоксфорде попалась. Сначала рассказывают о том, что обычно не работает, потом о том, что якобы работает. Но мой ребенок равнодушен к "работающим" способам. Предложение посмотреть вместе онлайн-лекции - это вообще насмешка какая-то. Ищу еще способы.

******

Нежелание детей учиться — проблема для учителей и родителей. Мы тревожимся за их будущее и всеми способами стараемся вызвать интерес к урокам. Описываем перспективы блестящего будущего с образованием и ужасного — без, награждаем и наказываем, но не достигаем нужного эффекта. Разберемся, почему так получается, и как это исправить.

Прежде всего, зададимся вопросом, зачем нам нужно, чтобы ребенок хорошо учился? Часто мы пытаемся передать ребенку свою мотивацию, которую нужно осознать, чтобы увидеть ошибку.

1. «Чтобы гордиться своим ребенком». За счет усилий ребенка мы хотим получить приятное чувство для себя. Он должен поработать, чтобы мы почувствовали себя хорошо. Эта мотивация действует на детей с неустойчивой самооценкой, не уверенных в родительской любви.

2. «Чтобы у него получилось то, что не получилось у меня». У нас есть некоторое представление о цели, куда мы хотели бы прийти сами. Нам это не удалось, но цель закрепилась как незавершенное действие, и осталась очень ценной. Ребенок может разделить эту мотивацию в том случае, если он очень похож на нас в своих целях, либо если живет в симбиозе и не разделяет себя и родителя.

3. «Чтобы он смог получить хорошее образование, хорошую работу и преуспеть в жизни (иметь много денег, уважение)». Стремление ставить далекие цели, никак не связанные с нынешней ситуацией, размытые, общие, может маскировать непонимание ближних целей, неумение их ставить и добиваться, непособность получать удовольствие от жизни здесь и сейчас. Для ребенка эти цели непостижимы, он не может себе их представить, поэтому они не являются для него стимулом.

4. «Чтобы он получил хорошие знания, стал „своим“ в среде умных людей» Для многих из нас знания — безусловная ценность и удобный ценз, которым мы отделяем «своих» от «чужих». Но не факт, что ребенок хочет принадлежать к нашей группе «своих». Скорее всего, у него своя группа значимых людей, а «наши» знания для него пустой звук.

5. «Чтобы он не стал бомжом (уборщицей, продавцом, и т.д.)». Мотивация от противного, мы боимся за его будущее. Но ее побочные эффекты — знания и учеба заряжаются неприятными ассоциациями, снижается познавательная способность, поскольку страх ухудшает усвоение материала.

6. «Потому что иначе у него будут проблемы». На самом деле это значит «Потому что иначе у меня будут проблемы с учителями и администрацией школы». Чтобы его всерьез тревожили не свои, а наши проблемы, должно выполняться одно из 2 условий: ребенок чувствительный и совестливый, он боится за родителей.

7. «Я хочу, чтобы он был занят учебой, а не компьютерными играми или шатанием по улицам». Это значит, что мы не можем переносить его безделье, злимся на него за то, что он ничего не делает, пока мы выбиваемся из сил. Злость вызывает у ребенка сопротивление, ответную злость и страх.

8. «Чтобы он мог гордиться собой». Этот прием работает только, если у вас амбициозный ребенок. Но ребенок с амбициями и сам делает все, чтобы выделяться среди сверстников. Если это не работает, значит это для него не важно.

9. «Чтобы он чувствовал себя не хуже других». Как правило, такая мотивация возникает у родителей, когда ребенок оказался в ситуации неуспеха и отказывается возвращаться на поле битвы, где потерпел поражение. Здесь также много страха, блокирующего познавательные способности, и стыда.

Мы рассмотрели самые частые «кнопки», на которые родители пытаются нажимать, и которые не работают. Прежде, чем поговорить о тех, что работают, необходимо «снять предохранитель».

Мотивация к учебе может работать, когда ребенок спокоен. Если он испытывает сильные эмоции (тревогу, печаль, страх), то не сможет учиться, пока занят переживаниями. Не все проблемы возможно решить сразу, но ребенку очень поможет, если вы сможете выслушать его, не давая советов и не ругая, а попробовать понять, что он чувствует и чего хочет.

А вот и те самые кнопки, которые работают:

1. Потому что это страшно интересно. Если вы считаете школьные предметы скучными, вероятность убедить ребенка в обратном невелика. Чтобы передать ребенку интерес к учебе, нужно, чтобы было, что передавать. Совместный выбор и просмотр онлайн-лекций по истории или опытов по химии — хороший путь для передачи ребенку интереса к познанию.

2. Потому, что это получается. Эврика-эффект. Лучше всего работает мотивация, завязанная на удовольствие. Особое удовольствие мы получаем от «эврика-эффекта» — от разгадывания загадки, решения задачи. Необходимо создавать такую ситуацию, в которой ребёнок сможет из доступной информации сконфигурировать ответ на интересный для него вопрос.

3. Потому, что за этим следует что-то приятное. Похвала. Дополнительным подкреплением учебного успеха будет радость и похвала взрослого — учителя, родителя. При этом особенно ценно акцентировать внимание на пути, который привел от напряжения к разрядке. Так вы помогаете ребенку еще раз прожить ощущение победы и насладиться им: «Ух ты! Ты никак не мог найти решение, а потом понял, что нужно сделать так, и все получилось! Класс!» «Ты не знал, с чего начать, пока не догадался сперва написать план сочинения. А теперь получилось целых 2 страницы!». Важно хвалить не самого ребенка, а сделанную им работу: «Ты все описал так детально и точно!» «Какое красивое короткое доказательство!»

Автор:
Ирина Катин-Ярцева, детский психолог

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Наташа76

Имя: Наталья
Группа: Активный пользователь
Сообщений: 501
Регистрация: 25.03.2012
Заходил(а): 18.11.2022
Город: Николаев
Телефон: 096 0 646 008
Наташа76
Активный пользователь
   14 июня 2017

Не думаю,что современная система образования позволила бы назвать хоть один предмет интересным.Как мне кажется,наоборот. Например,та же биология.Это просто ужас! И даже если мы бы начали параллельно изучать,выискывать интересные факты,оценки в школе это не улучшит.Потому что учителя идут строго по программе.И им не надо эти дополнительные материалы,т.к.надо успеть хотя бы обьяснить материал параграфа во время уроков.Так что все,что дополнительно,-это просто для своей эрудиции.

Мой ребенок учится не скажу,что из-под палки.Но и без страстной любви.Она ,как мне кажется,это делает в большей мере из-за ответственности.Она знает,что это ее обязанность.И еще я вижу,что когда получает отличные оценки,то это ей приятно.Поэтому я могу иногда себе позволить сказать,что мол это желательно сделать получше,т.к.можно получить высокую оценку.

Irusya2709

Irusya2709

Имя: Ирина
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 1403
Регистрация: 19.04.2012
Заходил(а): 30.07.2022
Город: Николаев
Телефон: 097 475 99 43
Irusya2709
VIP пользователь
   14 июня 2017

Мой ребенок учится хорошо, но если раньше это было с большим энтузиазмом, то сейчас к сожалению потому что так надо что ли. Раньше очень много читал по собственному желанию, а сейчас только то что задали на лето. Единственное что его мотивирует,как мне кажется, это конкуренция с мальчиком в классе, они почему-то всегда соревнуются, почему - никто из них не может ответить...

Irusya2709

Irusya2709

Имя: Ирина
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 1403
Регистрация: 19.04.2012
Заходил(а): 30.07.2022
Город: Николаев
Телефон: 097 475 99 43
Irusya2709
VIP пользователь
   14 июня 2017

А еще его иногда мотивирует моя двоюродная сестричка, которая знает 5 иностранных языков и побывала по обмену во Франции ,Польше, Австрии и еще где-то. Сын говорит что тоже так хочет , а я ему говорю - учись и все возможно... Как-то так

Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   14 июня 2017
Цитата Ссылка 14 Июнь 2017 12:18

Единственное что его мотивирует,как мне кажется, это конкуренция с мальчиком в классе, они почему-то всегда соревнуются, почему - никто из них не может ответить...

О, конкуренция - это большой двигатель! Но для конкуренции нужно быть уверенным в своих силах, т.е. нужно быть одним из первых, иначе не сработает. Я первую половину школы была круглой отличницей, в знаниях конкурентов практически не было, но классе в третьем очень беспокоили две вещи: одна девочка бежала 30 м (или 60?) гораздо быстрее меня (я была все время безнадежно второй), а другая была выносливее на длинных дистанциях, т.к. бегала каждое утро с папой. В библиотеке наткнулась на книгу Валерия Борзова (кто не помнит - это олимпийский чемпион по бегу) что-то вроде "Как научиться быстро бегать". Изучила технику, купила в аптеке резину для тренажера и все лето протренировалась. Ха, уже осенью я сделала их обеих! И с тех пор появилось желание быть первой в любых упражнениях по физкультуре (понравилось) и с этого начались мои занятия спортом.

Но у меня внутренняя мотивация всегда была высокой, поэтому очень сложно понять сына, который ничего не хочет, а сила воли где-то возле нуля. Видя, что кто-то действует лучше его, он предпочтет уйти в тень, пока никто не заметил. В конце лета собираемся заняться видом спорта, в котором тренера гоняют не то что нещадно, а на грани возможностей (сам захотел этот спорт, я предупредила). Переживаю, будет ли заниматься и тогда сила воли выработается, или сразу бросит, чтобы не напрягаться. Может, мы рано туда собрались, вторую попытку потом уже делать не захочет. Но тут уже или пан, или пропал.

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Irusya2709

Irusya2709

Имя: Ирина
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 1403
Регистрация: 19.04.2012
Заходил(а): 30.07.2022
Город: Николаев
Телефон: 097 475 99 43
Irusya2709
VIP пользователь
   28 июня 2017

у нас появилась новая мотивация. Ребенок вместе с мужем ОЧЕНЬ хотят кошку, я нет, и сын заявил, что можно, если он закончит 7-йкласс закончит на отлично, то мы ее заведем, я согласилась,

посмотрим что и как будет

Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   30 июня 2017
Цитата Ссылка 28 Июнь 2017 20:31

у нас появилась новая мотивация. Ребенок вместе с мужем ОЧЕНЬ хотят кошку, я нет, и сын заявил, что можно, если он закончит 7-й класс закончит на отлично, то мы ее заведем, я согласилась,

посмотрим что и как будет

Отлично, когда есть цель! ay А Ваш сын, помнится, был отличником в начальной школе, так и продолжает или в средней немного съехал? Если до сих пор отличник, то ему, наверное, нетрудно давать такие обещания rolleyes

Это хорошо, что мотивация повилась именно сейчас, ведь на носу подростковый кризис... Даже боюсь об этом думать. Только что прослушала отложенный на потом вебинар психолога из второго поста этой темы. Так вот она сказала, что пик учебной мотивации - от 8 до 12 лет (кхе, у моего старшего эта синусоида почему-то в противоположной фазе оказалась )). Потом учеба уходит на второй план из-за резких изменений в организме ребенка. Похоже, на отлично в этом возрасте учатся либо природные гении, либо ботаны.

Да, и ссылка на упомянутый вебинар (в записи). Начинается похоже на статью, но послушать стоит, копают глубже и разбирают частные случаи

Ребенок, который не хочет учиться. Где у него кнопка?

Ссылка

Потребуется короткая регистрация.

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


mayorovatany

mayorovatany

Имя: ТАТЬЯНА
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 1154
Регистрация: 03.11.2010
Заходил(а): 12.12.2018
Город: Николаев
Район: Корабельный - Октябрьское
mayorovatany
VIP пользователь
   30 июня 2017
Дочь во второй половине учебного года, попробовала новый для себя вид обучения - экстернатный . Когда ей сказали, что она может в школу не ходить, то она даже расстроилась и очень захотела ходить в школу))) и желание учиться появилось)
Irusya2709

Irusya2709

Имя: Ирина
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 1403
Регистрация: 19.04.2012
Заходил(а): 30.07.2022
Город: Николаев
Телефон: 097 475 99 43
Irusya2709
VIP пользователь
   30 июня 2017
Цитата Ссылка 30 Июнь 2017 13:36

Отлично, когда есть цель! ay А Ваш сын, помнится, был отличником в начальной школе, так и продолжает или в средней немного съехал? Если до сих пор отличник, то ему, наверное, нетрудно давать такие обещания rolleyes

Да, он отличник с начальной школы, как- то так само сложилось, и когда у него в 5-м классе за первый семестр по укр. мове выплыла 9-ка, я даже и не думала ни его ругать, ни напрягать, но мне позвонила учительница и пригласила на разговор, сказала, чтоб я не расстраивалась ( хотя я и не думала) и он немного подтянул несколько тем. Малый чего-то там подучил и в итоге у него стабильная 10-ка. Вот уж никогда не думала, что в школу будут из-за 9- ки вызывать blush2. В начальной школе у нас были все 11- ки и 12-ки, а теперь почти все 10-ки, пару 11-к, конечно становится тяжелее. Я не могу сказать, что он природный гений, но и совсем не ботан, это у него , наверное , наследственное по линии моего отца ( там все очень образованные в роду)

Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   30 июня 2017
Цитата Ссылка 30 Июнь 2017 20:25
Я не могу сказать, что он природный гений, но и совсем не ботан, это у него, наверное, наследственное

Ну то я писала о подростковом возрасте, вы еще не вошли в него. Часто детям просто становится трудно сосредоточиться на учебе, даже если есть желание, а еще чаще оно пропадает вовсе. Другие интересы уже.

P.S. Сын молодец! ay

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   12 июля 2017

Коуч и психолог, мотивационный консультант Галина Булаховская рассказывает о том, что такое 16 базовых мотивов личности, как они влияют на выбор будущего и почему мотивы ребёнка могут отличаться от мотивов родителей.

Ссылка

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   14 августа 2017

Тренинг для родителей от психолога Ольги Шацкой

4 ключа к успешной мотивации детей и подростков

День 1

Смотреть дальше: Ссылка / Ссылка / Ссылка

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Энни

Энни

Имя: Анна
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 1400
Регистрация: 29.04.2010
Заходил(а): 22.02.2021
Город: Николаев
Район: Ленинский
Телефон: 0988379967
Энни
VIP пользователь
   15 августа 2017
Цитата Ссылка 14 Август 2017 20:09

Тренинг для родителей от психолога Ольги Шацкой

4 ключа к успешной мотивации детей и подростков

День 1

Смотреть дальше: Ссылка / Ссылка / Ссылка

спасибо! Коротко и по сути!

Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   24 августа 2017

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   19 сентября 2017

Для родителей младшеклассников: Ссылка

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Тяпа

Тяпа

Имя: Наталия
Группа: Хранитель форума
Сообщений: 14438
Регистрация: 10.01.2011
Заходил(а): 08.03.2024
Город: Николаев
Район: Центральный
Телефон: 099 050 8599
Тяпа
Хранитель форума
   29 мая 2019

Имхо, как-то не ко времени после окончания учебного года, однако вот такой вебинар. Вроде бы для учителей, но может быть полезным и для родителей.

Бесплатный международный вебинар для педагогов, студеетов, родителей и школьников.
Почему в 21-м веке мы до сих пор предлагаем детям школу, которая для них по большей части скучна и неинтересна? Веками школа в основном навязчиво предлагала детям сухие знания, пока не оказалась в эпохе, где сухие знания лежат на каждом углу, нужно лишь желание их взять. Вот с этим желанием как раз основная проблема, т.к. школа до сих пор оперирует в основном принуждением. Педагог с многолетним стажем педагогической деятельности, а также профессиональный переводчик и аутодидакт Алексей Бабанский проводит вебинар-коллоквиум, где мы поговорим о содержании и целях общеобразовательной школы, о методических приемах как можно учить не принуждая. О том, как создавать самый нужный продукт современного школьного образования: ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ и желание учиться.

Рекомендуется студентам-педагогам , учителям, родителям и самим школьникам. На вебинаре мы сможем обменяться опытом, видением и мнениями.

Подключение к вебинару через бесплатное мобильное приложение ZOOM (предложит установить себя само), либо через браузер компьютера. Ссылка на стрим (начнёт работать за час до начала вебинара):

Ссылка

Когда загоняют в угол, можно стать биссектрисой, опуститься до медианы, веря в то, что третьего не дано. А оно есть, и зовут её – высота. (с) А.Попов

¡иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞǝdu qнεиЖ))


Просматривают эту тему:

Forum