• 0 Поддержать автора
  • Поделиться

Психологические моменты адаптации и воспитания приемного ребенка

Aly   
VIP пользователь   
10 декабря 2009 2514 4
Януш Корчак "10 заповедей воспитания" Отрывок из книги "Как любить детей" знаменитого польского педагога, писателя и врача Януша Корчака (1878-1942)

10 заповедей для родителей


1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Aly

Aly

Имя: Aly
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 2691
Регистрация: 20.10.2009
Заходил(а): 15.08.2020
Город: Николаев
Район: Заводской
Aly
VIP пользователь
   10 декабря 2009
Это вымышленное письмо могло бы быть написано недавно усыновленным ребенком.

Темы и идеи, изложенные в письме, были получены из книг, от психотерапевтов и детей, которые поделились своими страхами, волнениями и ощущениями от тех первых дней, когда они впервые попали в свои новые семьи.

Дорогие папа и мама,


Mнe страшно. Я всегда мечтала иметь семью. И мне сказали, что вы мои мама и папа... но мне страшно. Там где я раньше жила, и ела, играла, и смеялась... и сейчас я не знаю как мне себя вести. Люди, которые обо мне заботились, сказали, что мне с вами будет лучше... Но я не знаю что это означает. У вас другие голоса. Еда, которую вы мне даете, тоже другая. Всё непривычно пахнет. Даже одежда прикасается по другому. Пожалуйста, помогите мне не бояться.

Mнe грустно. Я скучаю по моим друзьям и моим игрушкам. Если я веду себя очень глупо, или плачу, или не играю, или ничего не ем, или от меня слишком много шума, может это потому, что мне очень грустно. Может быть мы сможем написать письмо туда, где я раньше жила? Может быть мне можно посмотреть фотографии людей, которые были со мной там?

Я совсем запуталась. Вы подарили мне много новых игрушек. И моя новая спальня замечательная. Но кто все эти люди, которые приходят в дом? И почему мы ходим во все новые и новые места? Это, конечно. впечатляет, но я устала. Может быть мы можем провести несколько спокойных дней дома, чтобы я ко всему привыкла?

И не могу остановиться. Я знаю, я поступаю нехорошо. Но когда я всё трогаю руками, слишком шумлю, бью детей и швыряюсь вещами, внутри меня как будто находится большой вулкан и я просто не могу сидеть спокойно. Я очень хочу быть хорошей, но я не могу. Может быть, вы меня научите как мне себя успокоить?

У меня внутри много всяких чувств, но мне трудно о них рассказать. Хоть вы и мои новые родители, но ведь я вас совсем не знаю. Мне трудно с вами всем делиться. Я еще и очень косноязычна и не привыкла выражать свои чувства, может быть я скоро смогу.

Я думаю, мне бы очень помогло, если бы вы смогли часто улыбаться, говорить мне ласковые слова. Снова и снова, даже если я делаю вид, что совсем в них не нуждаюсь. Может быть, я почувствую себя чуточку комфортнее.

Ваш новый ребенок
Aly

Aly

Имя: Aly
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 2691
Регистрация: 20.10.2009
Заходил(а): 15.08.2020
Город: Николаев
Район: Заводской
Aly
VIP пользователь
   10 декабря 2009
Чем и как живут выпускники детского дома? Как Вы им можете помочь?


Автор: Александр Гезалов, КРОМО "Равновесие"

Написать эту заметку меня заставило обращение человека, искренне желающего помочь выпускнице детского дома, но не знающая - как? Нет, по человечески она помогает, то есть посылает ей сигналы поддержки и посылки, деньги, но надо ли это той девочке, о которой она печется. Верно ли это?Нет, однозначно, нет, необходимо иметь некоторые знания и технологии, чтобы действительно начать помогать выпускнику детского дома, начать жить своей головой, ресурсами, что есть под рукой, и куда то двигаться, куда, вот вопрос?

После того, как выпускник (выпускница) оказались в "новой среде обитания", чаще ПТУ, он все же начинает привыкать к новой жизненной обстановке, осваивает новое жизненное пространство. Чаще всего это общежитие, учебное заведение, в котором выпускник детского дома начинает "вникать" в то, что и как. Но то, что в ребенке не происходят логичные для детей этого возраста изменения, это становится серьезной угрозой его дальнейшей адаптации в жизни, но, прибыв на новое довольствие, он успокаивается. И вопрос не в том, что его жизнь в детском доме была подвержена, правилам, распорядку и определенной "монотонности", а то, что пространственное планирование будущего, опять же стопорится в рамках того же учреждения.

Сирота не чувствует угроз и рисков от того, что вот-вот "обетованная и сытая земля" уйдет из под ног, но все повторяется в ПТУ. С ним носятся как с золотым яйцом, льгот у сирот больше чем у кого-то бы ни было. Порой не оправдано, например помощь по безработице, после полугода которой он не желает трудиться вовсе. Получать 7.500 рублей, становиться привычным. Это опять же обусловлено тем, что ребенку-сироте достаточен тот набор условий, который возникает вокруг него, питание, одежда, забота учреждения денежными средствами. Не редко дети выпускники моются раз в неделю, так же меняя белье, так как раньше это делалось по команде. У детей отсутствует обычный страх перед тем, что деньги могут закончиться, или завтра будет нечего кушать, жить по предлагаемым обстоятельствам становится нормой. Они начинают покупать дорогие вещи, которые либо потом обменивают на всякую ерунду, или просто теряют. У детдомовского ребенка есть определенный набор психологических качеств, не полезных вообще человеку, например устойчивость к длительному пребыванию в одинаковых условиях, или однообразного и однотипного общения, полученный опыт в рамках детского дома преобладает. Так же эти дети-сироты, довольствуясь "малым благом" в быту, имеют большие жизненные не мотивированные потребности (плеера и прочее), в дорогих чаще бесполезных вещах, от того, что желание иметь это, выше понимания, что это с неба не падает.

У выпускников детских домов есть то, что приносят они с собой и потом проносят с собой через всю жизнь, "Сироткины глаза". Не редко они бравируют своей жизненной ситуацией, подавая "себя как надо". Наверное, что сразу бросается в глаза это общение детей-сирот, как в рамках детского дома, как и после выхода. У нет тормозов, они могут сказать и рассказать все, что думают о людях, обстановке, ситуации, критично и резко. Это становится бедой во взаимоотношениях с противоположным полом, работодателем. Уровень ответственности их необычайно низок, они ответственны перед своими одно детдомовцами, не более "замаз" такой. Отношение детей к вещам очень не однозначно, например безпретензеционность в одежде, так как в сиротских учреждениях они носили то, что давали, и то, что привозили. "Секонд хенд сознание" у них развито сильно. У детей-сирот, нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель, утро, обед, и вечер, сон. Эта выхолощенное восприятие жизни, им и удобно, и привычно. Дети-сироты привязчивы, навязчивы, доверчивы и не искушены в сложностях взаимоотношениях взрослых людей. Не редко именно "вычисление" их безграмотности приводит к тому, что их подталкивают на свершения преступлений. Так же эти дети ищут воспитателя, хоть как-то похожего на взрослого, привычного детдомовского "подсказчика", и круг замыкается. Если эти отношения возникают, то первоначально возникает контакт двух миров, один из которых, со временем начинает "добывать" положенные сироте "благ", так заведено было в детском доме. Чаще всего люди повстречавшие ребенка сироту "начинают его искренне спасать" от обстоятельств и ситуации. Фактически утверждая слоган "бери от жизни все", наработанный и нанесенный сироте в детском доме. Тут то и наступает недопонимание и все, что присуще двум незнакомым субкультурам. Приспособившийся ребенок начинает потреблять, ставить перед взрослым цели и задачи реализации своих желаний. И взрослы, как ресурс, начинает "вестись". Если же со временем положение меняется, взрослый начинает понимать, что что-то не так, ребенок начинает его шантажировать, публично, и саботируя отношения и требуя "положенного пайка". Таких случаев предостаточно.

"Вещь мешок добра", коим ребенок типологизирует взрослого, начинает искренне жалеть и соучаствовать сироте, тем самым, продлевая бездействие и бесцельность его жизни. Так, к примеру, начинает опекать его, возить ему одежду, таскать по кинотеатрам, и бутикам, не давая шанс задуматься, а что завтра? Не многие выпускники ладят со сверстниками сверстницами, так как сразу начинают "доставать иждивенческий багаж", что не приветствуется в нынешних экономических условиях. Я уже не говорю о том, что набор привлекательности не велик, они не имеют музыкального, спортивного и иного образования, что снижает их возможности, найти себе пару.

Не редко выпускницы выходят замуж, за выпускников этого же детского дома, опять же комфорт, временный. О трудовых навыках детей-сирот говорить не стану, их просто нет, а то, что навыками называются, (ими любят, кичится руководители детских домов), есть набор умений, малого употребления - заправка кровати, штопка носков, чистка зубов, не более. Все это от того, что, находясь на государственном обеспечение, ребенок получает эти блага, без особых усилий.

Что же делать?

Дело даже не в том, что необходимо объяснять сироте, что жизнь не простая шутка и нужно самому преодолевать все самому. Просто в общение с сиротой нельзя забывать, что благими намерениями вымощена дорога в не лучшие места. Во всем, что связывает Вас с сиротой, все же необходимо иметь стратегические и тактические установки, это на пользу самому ребенку. Нельзя давать ему повода принимать Вас как доброго дядюшку-тетушку, с бездонным мешком денег. В разговорах, общение, взаимных делах необходимо доносить ему, что за некой последовательностью реализаций, получается такой то результат, далее ставить цели и их реализацию. Надо давать ребенку больше самостоятельности, пояснять каждый шаг, за которым следует опять результат, иногда и отступать для полной самостоятельности. Будет ли это порционная заварка чая, стирка и глажка одежд, или планирование покупок, во все должен быть виден разум. Или к примеру, планированию дня, или бюджета на какое то мероприятие, не только должно исходить как объяснение, но и на основании не "Вашего кошелька", а того, что есть у сироты, а иначе он закажет миллион пицц.

Особый упор надо делать на образовательных компонентах, напрочь вырубленных в детском доме, из-за того, что ребенок учился механически для перехода в ПТУ, который маячит из традиций и истории детского дома, любого причем. Так же необходимо развивать в ребенке процесс наблюдателя, не того, что он получил в детском доме, следить 24 часа в сутки за монотонным течением жизни, а краски жизни, природы и отношений людей, как меж возрастные так и межполовые. Это очень важно. Это только начало разговора, который мы обязательно продолжим, в следующих рассмотрениях. Важно понять, что доброта должна быть в меру, и что только сам выпускник сможет преодолеть, все трудности и состоятся.

Сиротское клеймо не должно так и жить в душе ребенка казенной системы воспитания. Берегите их от чрезмерной Вашей опеки.

Гезалов Александр, выпускник детского дома.
Aly

Aly

Имя: Aly
Группа: VIP пользователь
Сообщений: 2691
Регистрация: 20.10.2009
Заходил(а): 15.08.2020
Город: Николаев
Район: Заводской
Aly
VIP пользователь
   10 декабря 2009
Как подготовить ребенка к появлению приемного малыша


Вы приняли решение усыновить ребенка. У вас есть собственные дети и мотив вашего будущего поступка - помочь хотя бы одному брошенному ребенку обрести настоящее детство. Но как подготовить своего ребенка к приходу нового члена семьи? Как сделать так, чтобы, помогая одному малышу, не обделить другого, родного ребенка? Эти вопросы волнуют многих приемных родителей, которые понимают, что решение об усыновлении необходимо принимать всей семьей, и голос родного ребенка имеет немаловажное значение. Начать нужно с искреннего разговора с ребенком, объясняя ему на доступном языке, почему вы хотите взять осиротевшего малыша. Потом можно съездить с дочкой или сыном в детский дом или дом ребенка.
Несмотря на то, что они являются закрытыми учреждениями, при большом желании туда можно попасть. Это можно сделать через знакомых, или честно объяснить причину прихода в детское учреждение главному врачу (везде работают люди, и если вам сказали "нет" в одном заведении, это не значит, что вас не пропустят в другое). Вы можете принести в детское учреждение вещи, игрушки, книги (бывшие в употреблении или купленные) и таким образом попасть туда и показать своему ребенку, как живут дети-сироты. Визит в детское учреждение пойдет ребенку только на пользу.

· Во-первых, это развивает в детях чувство милосердия и сострадания, качества, необходимые, чтобы человек стал Человеком. Часто современные родители не обращают должного внимания на воспитание этих качеств, делая упор на развитие интеллекта, коммуникабельности и всевозможных способностей, а потом удивляются, почему в их ребенке столько себялюбия и жестокосердия.
· Во-вторых, ребенок сравнивает жизнь свою и жизнь детей-сирот. Он начинает понимать, что ему очень повезло, у него есть родители, свой дом. Он учится ценить то, что имеет, с большим уважением относиться к своим родным.
· В-третьих, делая подарки сиротам, ребенок совершает хороший поступок. Это повышает его самооценку. (Спросите у детей, что хорошего они сделали в своей жизни. Многим будет нечего ответить). Ребенок, пусть даже на неосознанном уровне, понимает, что делать подарки другому человеку, так же приятно, как и получать.
· В-четвертых, посещение детского учреждения формирует у ребенка реальную картину мира. В ней, кроме счастья, есть еще и боль, и предательство, и несправедливость, и от этого некоторые родители пытаются ребенка спрятать, не понимая, что ребенок все равно столкнется с реальностью. Но будет ли ребенок готов к этой встрече, если родители всегда надевали ему розовые очки? Мир - это не только Макдональдс и курорты, карусели и мультики, любящие папа и мама…

В 7-8 лет ребенок впервые серьезно сталкивается с социумом, идя в школу. Хорошо, если к этому времени у него сложилась реальная картина мира. Да, жизнь прекрасна, но в ней есть место как любви, так и ненависти, как добру, так и злу, не все тебя будут любить и понимать… Без розовых очков у ребенка будет меньше потрясений в будущем.
После посещения приюта, дома ребенка или детского дома, спросите у своего ребенка: хочет ли он помочь хотя бы одному ребенку? Чтобы у него была настоящая семья, свой дом, игрушки? Любой ребенок ответит: да. Потом вы можете пойти со своим ребенком в магазин и купить для будущего братика или сестрички подарки. Не забудьте сделать подарок и своему ребенку. Расскажите ребенку о всех тех плюсах, которого его ожидают после прихода приемного малыша. О том, что им будет весело играть вместе. О том, что они будут любить друг друга. О том, что они будут помогать друг другу. Также подготовьте ребенка к неприятным моментам, которые могут произойти. Приемный малыш может заболеть, и родителям придется больше времени проводить с ним. Малыш может очень плохо себя вести, капризничать, ломать вещи и игрушки, и т.д. Расскажите ребенку о всевозможных трудностях заранее, чтобы у него не было разочарований. И обязательно заверьте его, что все вместе вы справитесь с этими проблемами и будете очень-очень счастливы.

Если у вас есть знакомая семья, усыновившая ребенка и не скрывающая тайну усыновления, сходите к ним в гости. Попросите хозяев показать вам фотографии усыновленного ребенка. Рассматривая фотоальбом, обратите внимание вашего ребенка, каким был приемный ребенок, как только попал в семью и каким жизнерадостным и красивым стал теперь, обретя родителей и дом. Скажите ребенку, что очень многие люди усыновляют детей, но многие или почти все стараются об этом не говорить. Также вы можете посмотреть с ребенком видеофильмы, где показана жизнь детей-сирот: "Дети на другом берегу" (видеоэнциклопедия для народного образования), "Маленькая принцесса" Альфонса Куарона, "Крошка Стюарт" Роба Минкоффа. С детьми старше 10 лет рекомендуется посмотреть "Правило виноделов", а с дошкольником - мультфильм "Мамонтенок". Читайте с ребенком сказки и рассказы, где затронута эта тема: "Дети подземелья" Короленко, "Золушка" Перро, "Бронзовый кабан" Андерсена, "Кошкин дом" Маршака, "Серебряное копытце" Бажова, "У солнца" А. Исаакян, "Мышка и Мишутка" Е. Карганова и другие. Естественно, после чтения литературных произведений и просмотра фильмов, желательно обсудить их с ребенком. Подросткам, учитывая их интерес к жизни знаменитостей, расскажите, что Николь Кидман, Мишель Пфайфер, Шэрон Стоун, Калиста Флокхарт воспитывают приемных детей.

Подойдите к вопросу об усыновлении особенно внимательно, если ваш ребенок находится в подростковом возрасте. Это возраст от 11 до 18 лет. Это трудный период не только для родителей, но и в первую очередь для самих подростков. Подростки сталкиваются с непростыми проблемами - отношения со сверстниками, противоречия в отношениях с родителями и с самим собой, тревога о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность и т.д. Стремясь к независимости, проявляемой часто во внешних формах поведения, подросток как никогда нуждается в психологической поддержке со стороны родителей. Последние данные исследования показывают, что в современных семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и подростков. Подростки переживают отношение родителей к себе как "не до тебя". Они сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами родительской жизни - постоянной усталостью и раздраженностью, переживанием беспомощности и тревоги за завтрашний день. Каждый шестой подросток испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Поэтому ответьте честно самим себе, насколько благополучны ваши отношения с собственным ребенком-подростком. Может сначала нужно помочь себе и своему ребенку, исправить ошибки, допущенные ранее в воспитании, а не экспериментировать и "начинать все сначала", взяв сироту из детского учреждения. Не факт, что промахи в воспитании собственного ребенка не повторятся с приемным, т.е. вполне реально, что вы наступите на те же грабли дважды. Если в целом, несмотря на противоречия подросткового возраста, у вас отношения с взрослеющим ребенком дружеские и открытые, он будет готов прислушаться к вашему мнению и понять вас. Тем более, что у современных подростков сфера "счастливая семейная жизнь" упорно занимает первые места в рейтинге ценностей, что явилось неожиданным результатом для психологов-исследователей.
Подростки начала третьего тысячелетия понимают важность и значимость семьи и стремятся к счастливой семейной жизни, которая для большинства из них важнее наличия верных друзей и свободы в поступках и действиях. Подросток поддержит ваше решение, а с вашей стороны ему будут нужны теплые, неформальные отношения, благополучный внутрисемейный климат. Но пожалуйста, не делайте из подростка няньку, не упрекайте, что он мало времени уделяет приемному малышу. У подростка сейчас более важные задачи, чем сидеть с младшим братом или сестрой. Он находится на пути самоопределения и построения жизненной перспективы. Поддержите и поймите его. Согласитесь, что воспитание приемного ребенка - эта ваше решение и вы полностью за него несете ответственность. Это очень важно для вас, но не так значимо для подростка, для которого на данном этапе жизни другие цели и задачи.
Подготавливая ребенка к приходу малыша из учреждения, нужно учесть некоторые особенности, которые могут возникнуть при усыновлении в зависимости от того какая у вас семья: с единственным ребенком, семья, в которой воспитываются два ребенка или многодетная семья.

Единственный ребенок в семье.

Как известно, единственный ребенок в семье - это избалованный ребенок, эгоистичный, умненький, привыкший к вниманию к своей персоне, всеобщий любимец. Поэтому наибольшие по сравнению с другими семьями трудности могут случиться в этом случае, учитывая особенности единственного ребенка в семье, перечисленные выше. Ребенок, мечтавший иметь братика или сестричку и подготовленный к усыновлению, сталкивается с реальностью повседневной жизни. Ему приходиться делиться своими игрушками, а в большинстве случаев и частью своей комнаты. Новый маленький родственник может сломать любимые игрушки, порвать или испачкать тетрадь. Он может не спать по ночам, хулиганить, и самое главное не слазить с рук папы или мамы и постоянно требовать их внимания. Пройдет совсем немного времени и долгожданный братик или сестричка может ударить вашего ребенка, и между ними возникнет соперничество за родительское внимание. Ваш ребенок чувствует, что перестает быть пупом земли, что малышу уделяют больше внимания, и иногда ему так хочется, чтобы жизнь протекала как раньше, и чтобы он был единственным и любимым. Ваш ребенок сталкивается с обыкновенной ревностью, которая встречается у всех детей, когда мама рожает второго ребенка. Разница только в том, что малыш был взят из дома ребенка, детского дома или приюта. Невозможно полностью избавить ребенка от чувства ревности, но родители могут сделать многое, чтобы свести это чувство до минимума. В первые 5-6 месяцев уделяйте достаточно много времени родному ребенку. Это будет непросто сделать, т.к. у приемного малыша идет процесс адаптации, и родители могут отдавать предпочтение маленькому по многим причинам. Плюс к этому, что малыши для нас более привлекательны внешне, чем старшие дети и это довольно трудно скрыть.

Часто старший ребенок замечает, что младшему (приемному) разрешается то, что не позволено ему. Хотя бы взять пример с уборкой игрушек: старшего заставляем убирать самостоятельно, за малышом убираем сами. Это обнаруживает и малыш. И возникает желание, причем у обоих - не взрослеть. Старший начинает себя вести инфантильно: просить, чтобы его покормили из ложки, полежали с ним перед сном. А младший привязывается к младенческим словам и детской манере поведения. Иногда старший ребенок открыто заявляет, что он не хочет становиться взрослым. Для родителей - это верный знак, что между детьми возникло соперничество. В этом случае, снизьте требования к родному ребёнку о необходимости заботы о приёмном братике или сестричке. Когда к вам приходят гости, заранее предупредите их, чтобы они уделяли равное количество внимания обоим детям, чтобы ваш первенец не чувствовал себя ущемленным. Не сравнивайте детей, не позволяйте это делать родственникам, друзьям, соседям и т.д. Подчеркивайте, что быть взрослым - это хорошо и интересно. Всячески одобряйте детей за желание расти и помогать друг другу. Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки враждебности к приемному, поговорите с ним об этом. Скажите, вы понимаете, что с ним происходит и знаете, что это пройдет. Будьте внимательны к внутреннему состоянию ребенка, чтобы у него не развился комплекс вины за отрицательные мысли или поступки по отношению к приемному. Когда дети будут ссориться, старайтесь остановить их и не допытывайтесь, из-за чего они повздорили, а лучше всего - как можно меньше вмешиваться в их ссоры. Дети будут меньше драться, если они поймут, что их ссоры на вас не действуют. (В основном дерутся, чтобы привлечь внимание родителей.) А младший ребенок научится лучше защищаться, когда будет драться вне дома.
Часто вы будете сталкиваться с вопросом от родного ребенка: кого вы больше всего любите? Ответ на этот вопрос, нужные слова найдутся у каждого свои. Но не забывайте без этих детских вопросов говорить, что вы любите своего ребенка, а также и гордитесь им за то, что он принял другого маленького человечка, на что способны далеко не все взрослые.

Семья с двумя родными детьми.

Приходят к психологу молодые родители и спрашивают, сколько детей необходимо иметь в семье, так, чтобы и детям было хорошо, и они не очень уставали. "Три", - отвечает психолог. Когда вы воспитываете одного ребенка, то у него много шансов вырасти эгоистичным человеком, и он часто чувствует себя одиноким. Когда в семье два ребенка, то между ними существует конкуренция - кто больше получит родительского внимания, и дети постоянно "теребят" отца и мать. Когда в семье - три ребенка, то складывается наиболее удачная атмосфера для всех в семье. У детей своя компания, они часто и подолгу вместе играют и поэтому не занимают много времени у папы и мамы, которые могут теперь себе позволить заняться личной жизнью и образовать свою компанию для времяпровождения.

Многодетная семья.

В многодетных семьях дети привыкли, что их много, что старшие помогают младшим. Поэтому, появление приемного ребенка будет воспринято детьми, как обычное и естественное событие. Родителям не стоит беспокоиться, что негативное приобретенное поведение усыновленного ребенка переймут остальные дети. Наоборот, приемный ребенок, смотря на других детей, быстрее избавиться от негативных качеств и будет вести себя соответственно правилам, установленными в семье.

Во всех случаях будущие приемные родители при выборе ребенка, должны учитывать его возраст. Желательно, чтобы приемный ребенок был младше родного или примерно такого же возраста. Реально взвесьте свои возможности, потому что, чем дольше ребенок находился в учреждении или жил в неблагополучной семье, тем больше душевных сил и времени вам придется потратить на его реабилитацию и адаптацию. Как бы сильно не было ваше желание усыновить сироту, осуществлять задуманное необходимо при полной уверенности, что у вас гармоничные отношения и взаимопонимание с собственными детьми.

Татьяна Карниз
Методический материал к Школе приёмных родителей РБФ "Приют Детства"

Просматривают эту тему:

Forum