Более подробно Вы можете с нами познакомиться на нашем сайте - kazka.mk.ua
Наша группа в Фейсбуке
http://www....
подробнее...
-
00:43, 30 Января 2019
-
13:23, 30 Апреля 2016
-
01:02, 14 Декабря 2015
-
22:45, 04 Декабря 2015
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ
Сказки есть в каждом доме, и в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершенно справедливо утверждали следующее:
- Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.п.;
- Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;
- Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
- С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье для развития детей, разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология..
7. Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше.
Задача взрослого - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Это даёт ребёнку возможность уяснить, что в сказке, или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.
В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.
Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и как правило, мимо которого проходят взрослые. Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что дети вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Рассмотрим следующий раздел - воспитание добрых чувств. Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что, доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. Очень важно, тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - речевая зарядка. Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребёнок ситуативно задаёт массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!
Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок-лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец-удалец);
- составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого - по словечку»: «Колобок» - «Колобок катится» -«Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зелёной дорожке» и т.д.
Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика развитие мышления и воображения. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то её эпизод.
Теперь о связи сказки и математики. Когда мы ведём речь о дошкольнике, то должны иметь ввиду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.) В этой же рубрике -«Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос «Чем похожи, чем отличаются?» Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует.
Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике сказка и экология. Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмём, к примеру, семя яблока и вместе с ребёнком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - варенье и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (т.е. от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.
И последняя рубрика сказка развивает руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами.
Статью подготовила учитель украинского языка и развития речи Центра Развития Ребенка "Сказка" Цуркан Людмила Васильевна.
Центр Развития Ребенка "Сказка" находится по адресу: ул. Водопроводная, 34. Телефон: 769060 , 096-585-79-17; 063-583-13-73, сайт kazka.mk.ua
Теги: Сказка центр развития ребенка развитие речи воспитание обучение дети малышам фантазия занятия
Похожие статьи
Ставимо чіткі межі між тим, що можна, а ...
VoronovaSuperЧасто малюки не вміють спокійно реагувати на заборони і їх важко змусити слухатися. Що ж у таких випадках робити? Як перемогти свого вперто...
Читати даліЯк зрозуміти поведінку дитини
geolix79Активні дії починаються з бажання. Людина чогось хоче і неодмінно прагне це отримати: голод, холодна погода або доба на самоті підштовхують...
Читати даліГнев и агрессия ребёнка
Школа раннего развития БарвинокДавайте поговорим о детском гневе и агрессии. Что же делать родителям, когда их ребёнок злится? Помогите ребёнку осознать, что с ним сейчас ...
Читати далі0 комментариев
Поки що немає повідомлень