Детские страхи...

Автор: Центр раннего развития "Кольори" 00:00, 05 Апреля 2013 1025 1 0


Детские страхи...

Как зарождается чувство страха?

В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.

Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей. Часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что  по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир.


 Первый год жизни :
 - Страх новой окружающей среды
 -Страх отдаления от матери
 -Боязнь посторонних людей
 
От 1 до 3 лет
 -Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
 -Страх оставаться одному
 -Ночные страхи
 
От 3 до 5 лет
 -Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
 -Страх темноты
 -Боязнь замкнутого пространства
 -Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).
 
Теперь рассмотрим основные страхи возраста от 1 года до 3 лет:
 
1. Страх медицинских работников, уколов, и пр. Для того чтобы минимизировать этот страх, желательно, чтобы все лечебные процедуры проводила не мать, а другой человек, в то время как мама могла бы успокоить, приласкать и поддержать после болезненных манипуляций. Ну и, разумеется, по возможности не проводить лишних процедур без крайней необходимости.
 
2. Страх громких и неожиданных звуков, темноты, замкнутого пространства.
 
3. Страх перед засыпанием - если малыша мучают кошмары.
 
4. Страх одиночества и невозможности долго оставаться одному, также свойственен этому возрасту и говорит обо все еще очень сильной эмоциональной привязанности к маме.
 
5. Страх наказания появляется к двум годам, так как малыши становятся все более самостоятельными, и появляется все большее количество «нельзя».
 
6. Страх сказочных персонажей. Собирательным образом является сказочный волк, которого боятся многие детки этого возраста. Под ним может скрываться: страх внезапного и непредсказуемого воздействия; боли; страх перед наказанием отца, если тот чрезмерно строгий и угрожает физическим наказанием или же часто наказывает. Этот же страх может встречаться у деток, которые лишены контакта с отцом, который мог бы защитить их от нападения волка. Страх Баба-Яги может уже начать проявляться (хотя он более характерен для деток от 3-х лет и старше) и символизирует страх перед матерью. Он может присутствовать в тех случаях, когда мать склонна к строгости, к сдерживанию ласковых и нежных чувств, к физическому наказанию.


От 3 до5 лет.
Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие "мы", под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников.
 
Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.
 
В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. В этом возрасте можно услышать от детей фразы: "Любить меня можно, а не любить нельзя", "Если ты меня накажешь, я все равно буду тебя любить".
 
Любовь, таким образом, имеет еще безусловный характер, и родители должны основательно подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как: "Я не люблю тебя", "Я не буду с тобой дружить", поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.
 
Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери.


  В 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов.


Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света.

 

Вспоминается наказанный воспитателем мальчик 4 лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого "воспитательного мероприятия" явились длительные нервные подергивания лица и тела.


Дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности.
Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия.

 

Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы Яги, как это выразила девочка 4 лет: "Баба Яга страшная, а ты красивая"


После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в "воспитании" эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.


Малышне чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Вот почему активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей.

Если же отцы не выполняют подобную роль в семье и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера. Тогда в подростковом возрасте мы наблюдаем тревожно-мнительные черты характера в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумения постоять за себя, защититься от нападения, быть инициативным, ровным и непосредственным в общении со сверстниками.


Большинство из указанных выше страхов являются обычными для данного возраста и имеют тенденцию проходить, если есть поддержка и понимание со стороны родителей. В том случае, если у Вашего малыша есть какой-то другой страх, не вошедший в группу перечисленных, либо обозначенные выше страхи являются устойчивыми, не проходят после Ваших усилий, а только усугубляются, стоит обращаться к детскому психологу.


 
Теперь давайте разберем, что стоит и чего не стоит делать, что лишь усугубит страх, а не поможет его перебороть:
 
Не стоит:
 
- Не обращать внимания на страх, игнорировать его
 
- Смеяться над малышом, над его переживаниями.
 
- Уверять, что нет ничего страшного. Для малыша страх – реальный. Все Ваши убеждения его в обратном лишь отдалят Вас друг от друга, спровоцировав недоверие к Вам.
 
- Наказывать
 
- Стыдить, взывая к возрасту.
 
Все это выстроить барьер между Вами, лишь усугубив имеющуюся проблему.
 
 
Ваш малыш чего-то боится?

Главное – не оставлять ребёнка наедине со своими страхами. Их можно и нужно вырвать из его жизни. Причём Вам тут не обойтись без помощи самого ребёнка. Предлагаю Вам избавляться от страхов через игру. Детский страх боится детского смеха. Помните это.

Помогите ребёнку посмеяться над своим страхом. Фантазия, которая очень помогает Вашему малышу ступать по тропкам знаний, при этом неизбежно сталкивает родителей с проблемами. Фонтан воображения ребёнка иногда пугает взрослых. Прежде всего, самим не стоит бояться того, что Вы не справитесь со страхом малыша. Есть множество самых разных вариантов борьбы с детскими негативными переживаниями.Вот, например, один из самых легкодоступных способов. Просто попросите ребёнка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Не отходите от него сейчас, а постарайтесь проследить, какие чувства его наполняют.

Если малыш не хочет даже рисовать того, кого боится, то не стоит настаивать.Ребёнок всё-таки нарисовал свой страх? Пора действовать. Позвольте ему разделаться с тем, что его пугает. Очень осторожно обсудите с ним то, насколько жалкое существо на бумаге он видит. Дайте волю его бесконечной фантазии. Пусть он пририсует страху какие-нибудь смешные ушки, рожки. Главное – не давить. Малыш должен сам решить, что делать дальше.

 

Предложите ему порвать бумажку с изображением существа на мелкие-мелкие снежинки или даже помогите сжечь! (Только, пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы малыш не пожелал потом сам подобным образом поиграть с огнём).Подобным образом страх можно, например, слепить из пластилина, а после превратить в безвредную лепёшку. Помните только про осторожность и здесь. Вы не учите ребёнка агрессивности, а избавляете от страха, поэтому сами старайтесь не увлекаться и делать всё без ненужной жестокости. Спокойно, но с подавлением негативных эмоций. Будьте рядом, и пусть ребёнок почувствует, что защищён. При этом крайне важно дать ему понять, что он сам одолел страх.

 

Игра – очень сильный инструмент по борьбе со страхом. Не забывайте и про сказки. Каждый страх индивидуален. Поэтому и подход к его устранению должен зависеть от личности ребёнка. Легко сочинить сказку, но не обычную, а такую, которая лечит страх. Для этого можно почитать специальную литературу, даже использовать готовые истории, намеренно предназначенные для лечения страха. Суть такой методики проста. Вы рассказываете своему ребёнку такую сказку, в которой главный герой (например, зайчишка-трусишка, мышка) боится всего на свете.

 

Сделайте этого персонажа как можно более смешным. Пусть он попадает в самые нелепые истории. Бояться герой должен самых нестрашных вещей, например, собственной тени, листочка, упавшего с дерева, дуновение ветерка. Главное – добиться такого эффекта, чтобы малыш неосознанно начал всё больше и больше уподоблять себя герою сказки.Наберитесь терпения. Единственной сказкой делу не поможешь. Вам постепенно надо будет изменять сюжет, оставляя героя прежним.

Продолжайте рассказывать сказку. Каждый день. Только главное: пусть герой её понемногу осознаёт свою трусость и на глазах у вашего ребёнка становится смелее.

 

Наконец, сведите Вашего зайку (или кого ещё, в зависимости уже от Вашей фантазии и от страхов ребёнка) с главным противником (можно действительно страшным, скажем волком), тем, кого он больше всего боится (помните: этот кто-то должен быть похож на страх Вашего ребёнка). Постарайтесь сделать Вашу сказку такой, чтобы этот кульминационный момент ребёнок воспринял эмоционально, чтоб история захватывала. Герой сказки должен непременно одолеть антигероя а, прежде всего свой собственный страх. Помогите этими сказками самому ребёнку победить то, что его пугает.


Страхи проникают в жизнь и детей, и взрослых, но малыши воспринимают их более драматично, и психика у деток не совсем подготовлена к борьбе с ними. Поэтому без вашей помощи ему точно не обойтись. Помогите ребёнку своим спокойствием, внимательностью и стратегическим подходом в преодолении всех страхов, и у малыша будет меньше оснований бояться чего-то в будущей взрослой жизни.

Тэги: детские страхи ребенок боится страх ребенка


Похожие статьи

Неврозы у детей

Неврозы относятся к тем заболеваниям, которыми может заболеть практически любой изначально психически здоровый ребенок. Детские психиатры различают ра...

Читать далее
Детские страхи

Я за свою практику очень часто сталкиваюсь с детскими и взрослыми страхами.   Страх с возрастом изменяется, он в какой-то мере отражает пе...

Читать далее

1 комментарий

Алекса
14:25, 10 Апреля 2013
Спасибо за статью. Возьму на заметку:)