Разделы статей
Новости
Разделы сайта

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ − БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?

Автор: Лія 00:00, 01 Апреля 2012 1936 3 1


ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ − БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?

Диалог матери с 7-летней дочкой через несколько дней после срыва матери по поводу нежелательного поведения ребёнка, закончившегося поркой:

− Как тебя воспитывать? Бить или не бить?

− Не бить…

− Так что же мне делать вместо этого, если ты меня не понимаешь?

− Поговори со мной…

− Ну я же говорила, ты меня не понимала, поэтому я тебя побила…

Нужно было ещё поговорить со мной, я бы поняла…

 

В нашем обществе веками формировалось сознание людей − каждый преступник должен быть наказан. Существуют организации, люди-профессионалы, составляющие законы и формирующие социальные нормы, в результате которых данное убеждение господствует в общественном, и что более существенно, в личном сознании преимущественного количества здравомыслящих и активных членов нашего общества. Позиция силы, применения силы к людям преступившим общественные Закон и Мораль. Всё логично, стройно и продуманно.

Остаётся несколько НО:

Ø                у каждого человека, решившегося (спонтанно или в результате продуманных действий) на преступление Закона, существует убеждение: я не буду наказан, если моё преступление окажется не доказанным, не раскрытым;

Ø                масса преступлений остаётся за чертой раскрываемости;

Ø                бывает, что, в угоду выполнения Закона, наказанными оказываются невиновные люди;

Ø                от работников юстиции звучат призывы уменьшить возраст криминальной ответственности для несовершеннолетних за совершение особо тяжких преступлений.  

Как разорвать этот порочный круг? Может это звучит как утопия, но, на мой взгляд, для того, что б эффективно и позитивно решить проблему преступности в стране необходимо обнажить её корни. Выявить причины, побуждающие человека пойти на преступление. И формировать общественное сознание в ключе искоренения этих причин. Да, этот путь не прост, он длительный и многоплановый, требующий усилий не нескольких конкретных организаций и специалистов, а общества в целом. Поэтому так важно формирование общественного сознания в понимании, признании и принятии этого пути − отказ от насилия над ребёнком.

Все мы родом из детства. Для каждого конкретного человека вопрос − станет он преступником или достойным членом общества начинается от семи колен его рода. Да, это не опечатка. Ведь именно родители наделяют новорожденного ребёнка генофондом, который в свою очередь есть задатком будущей личности. Знаменитая формулировка средневекового английского педагога-мыслителя Джона Локка, что новорожденный ребёнок − «tabula rassa» − «чистая доска для письма» имеет смысл, если осознать, что эта «чистая доска» может быть различной фактуры, цвета, размера. То есть − каждый ребёнок рождается с определёнными задатками от Бога, родителей и всех семи колен рода. Вероятно, когда-нибудь общество найдёт возможным гуманными способами регулировать эти процессы. На сегодняшний день, дай нам Боже душевных сил, разума и сердца осознать и найти правильные пути воспитания ребёнка от рождения, когда на этой «чистой доске» каждый соприкасающийся с ребёнком взрослый, а это в первую очередь родители и ближайшие родственники, начинают «писать письмена», остающиеся в сознании, сердце и душе ребёнка на всю его жизнь.

Считается, что каждый ребёнок − маленькое чудо и большое счастье для своих родителей. Но, такая радужная картинка в нашем обществе, к сожалению, не стопроцентная. И этот процент, чем дальше, тем больше имеет тенденцию к снижению. Аборты, прерывающие нежелательные беременности; оставленные в роддомах дети; младенцы в мусорных баках; родители-детоубийцы; не благополучные родители, истязающие и эксплуатирующие своих детей; вполне благополучные семьи, в которых битьё детей есть нормальным и социально-признанным явлением − всё это звенья одной цепи.

Предвижу непонимание и реакцию возмущения и обиды, последующие от благополучных родителей, любящих своих детей и желающих им добра. Как можно ставить их в один ряд с преступниками и асоциальными элементами общества. Да, уважаемые взрослые, разница в звеньях этой цепочки лишь в том, что всё это насильственные методы избавления от самого ребёнка или от нежелательного для родителей его поведения, которые дают детям образец − именно так, насильственными способами, нужно бороться с тем, что тебе не нравиться и формируют его мировоззрение противостояния тому, что не нравиться − насилием. Реальному или существующему только в воображении конкретного человека, в данном вопросе это не важно.

С молоком матери наши дети впитывают социальное убеждение − насилие (физическое и моральное) − эффективный способ борьбы с тем, что тебе не нравиться, что ты не можешь изменить тут и сейчас, быстрый способ достижения желаемого. А потом мы дружно удивляемся: откуда в наших детях берутся пороки, в числе которых жестокость, агрессия, бескомпромиссность, лживость, бессовестность, бездушие? И начинаем бороться с этими проявлениями, опять не находя ничего лучшего, чем физическое и моральное насилие.

На мой взгляд, до тех пор, пока применение к детям насилия со стороны любящих родителей, а затем и заботливых педагогов, не искорениться из общественного сознания, общество будет взращивать преступников − людей, убеждённых, что путь решения своих проблем с позиции грубой физической или тонкой моральной силы − самый действенный и эффективный. Главным в этой философии остаётся насилие в рамках социальных норм или нарушение их (социальных норм) таким образом, что б содеянное осталось в тайне, что б об этом не узнали и не наказали.

Остановимся на физическом насилии в отношении детей, каковыми являются члены нашего общества до достижения 18 летнего возраста. Благополучные родители и заботливые педагоги (которые тоже практически все являются родителями) для оправдания подзатыльников, оплеух, хлестанья ремнём по «мягкому месту» и прочих изощрённых методов физического наказания любимых чад, с благородной целью − избавления их от нежелательного родителям и обществу форм поведения − подводят философскую основу «БИТЬЕ определяет сознание!», «школе нужны РОЗГИ».

Действительно − определяет! В этом нет сомнений. Но, к великому сожалению, не всегда в том ключе, на который возлагают надежду заботящиеся о благополучии детей взрослые. Чему может научить ребёнка битье? Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Первое, и об этом уже было сказано выше, тут только подытожим − формирование стойкого убеждения, что насилие − лучший и единственный способ добиться желаемого и убеждение − когда я стану взрослым и у меня будут свои дети, я тоже буду их бить. А если кто из детей и, страдая от побоев, всё ж думает, что никогда не будет бить своих детей, редко реализовывает эти свои детские планы, ставши взрослым, а идёт по накатанной веками дорожке.

Второе, завуалированное, и от этого более опасное, потому что не осознаётся, остаётся на бессознательном уровне человеческого сознания − меня бьёт человек, который меня любит; значит, того, кого я люблю − можно бить. Эта подсознательная установка фигурирует в детских драках и потасовках, а так же может ярко проявиться во взрослом возрасте и всплыть в таких формах семейного поведения как мазохизм − бьёт, значит ‑ любит; садизм − люблю, значит ‑ имею право бить; и садомазохизм − принятие, одобрение и получение удовольствия от физического насилия во взаимоотношениях между людьми. Кроме этого, порка может привести к пробуждению ранней детской сексуальности − ребёнок, ощутивший во время порки оргазм, в дальнейшем провоцирует родителей на этот акт экзекуции, что б испытать сексуальное удовлетворение. Страшно, что получение удовольствия от страха и боли в дальнейшем становиться для него нормой жизни.

И третье, у ребёнка, которого физически наказывают за какую-либо провинность (по реальному или ложному обвинению) значимые для него люди − родители, педагоги − может сформироваться агрессия − мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. А это поведение строится на ненависти к обидчикам за то, что они выявили его проступок и желание отомстить, но сделать это так, что б никто ничего не узнал, что бы избежать наказания. Или аутоагрессия − самоистязание, самобичевание, уход в алкоголизацию и наркотики и крайняя форма − суицид − я плохой, никчемный, меня не за что любить, я никому не нужен, жизнь не имеет смысла.

Неужели, если б любящий родитель, знал о таких возможных последствиях своих воспитательных последствий, он стал бы их применять?

Увы! Даже самые психологически подкованные педагоги в вопросе пагубности физического наказания детей и любящие родители могут себе позволить обозвать, потрепать, дёрнуть, ударить ребёнка, крикнуть на него. Почему это случается?

 

Тэги: ремень бить наказание ребенка


Похожие статьи

Бить или не бить ребёнка?

Этот вопрос задает себе каждый родитель. Предлагаю вам в этой статье рассмотреть два аспекта данного вопроса: морально-этический психологиче...

Читать далее
Пять причин, по которым не стоит бить ребенка по попе

Многие родители не в силах совладать с собой при виде того, что ребенок готов переходить все установленные ими границы. Непослушание ребенка заложе...

Читать далее

3 комментария

ludakubin
17:44, 07 Июня 2012
Малыши все разные!Все очень индивидуально и зависит не только от самого ребенка но и людей,которые его окружают.http://gen-sovet.ru/moj-rebenok-nytik/
princess iren
11:27, 31 Мая 2012
У любящих родителей-холериков, имеющих также ребенка с подвижной психикой, могут возникать проблемы с контролем эмоций. Или, например, мама стоит у плиты и словами доказывает что-то 2-3 летнему малышу, малыш недоволен, подлетает сзади и кусает маму очень больно за ногу. Мама не успеет подумать, тело отреагирует на физическом уровне. Естественно у мамы не было и в мыслях бить малыша. Каков выход в такого рода ситуациях?