-
01 Февраля
-
24 Декабря
-
08 Декабря
-
31 Августа
-
09 Августа
-
27 Июля
-
24 Июля
-
20 Июля
-
20 Июля
- Мама Маркет
- Справочник заведений
- Форум Мама
- Интернет Магазины
- Фильмы, Мультфильмы
- Городская афиша
- Живая лента событий сайта
- Пользователи сайта
- Фото конкурсы
- Фотографии пользователей
- Новости на сайте
- Статьи и обзоры
- Лента покупок на сайте
- Популярные товары
- Купить рекламу на сайте
- Связаться с администрацией
Занятия с дошкольником: КАК, ЧЕМ и ЗАЧЕМ?
Чуткость маленьких детей поразительна. Иногда кажется, что они, действительно, лучше нас знают, как их надо учить, и чему. Когда в результате своих педагогических поисков делаешь один верный шаг, то тут же обнаруживаешь, что именно так поступают дети, если грубо не вмешиваться в их деятельность.
Давайте спросим себя, что будет делать любой нормальный ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен или колокольчик? Конечно же, он непременно возьмет его и станет изучать: звенеть, ударять по нему до полного изнеможения наблюдающего педагога или родителя. Затем он начнет с ним бегать или прыгать. И делать это он будет не молча, а что-нибудь проговаривая или выкрикивая. На его лице мы прочтем самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Все выше изложенное – основа орфовской педагогики.
Общеизвестно, что вся наша душевно-биологическая жизнь направлена на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия. У детей же удовольствие определяет ЛЮБУЮ деятельность. Практика показывает, что успех начального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать такое общение как радость, а не как необходимость выполнять упражнения или неизвестно откуда «свалившуюся» на него обязанность каждый день выпо лнять «домашнее» задание.
Что же мы с вами предлагаем детям взамен выбранного
ими счастья? – «Танцуй, как я покажу, сиди смирно, думай и скажи, что надумал». То есть путь, радостный для ребенка мы отвергаем как ненужный, в полной уверенности, что лучше знаем, как надо!
Сегодня, пожалуй, почти не осталось мам, которые не водили бы свое дитя в Школу Раннего Развития. На форумах постоянно появляются вопросы типа: «Подскажите школу для годовасика», «А в 2 года у вас учат буквы и цифры?», «А хореография для двухлеток есть?» и т.п. Конечно! А как еще?! – спросит меня уважаемый читатель. Давайте попробуем разобраться в вопросе КАК и ЧЕМ заниматься с дошкольником, а главное, - ЗАЧЕМ.
В современном обществе явно прослеживается желание подготовить ребенка к школе. «Как, вы не знаете в 3 года буквы? Наша Марья Ивановна уже год пишет их с нами. А еще мы слова по-английски знаем!» А уж как, наверное, интересно мамам возить ручками своих годовасиков, изображая на бумаге «птичку» или «цветок» на уроке в ШРР…
Сразу отмечу, что меньше всего я хочу кого-то обидеть или убедить в своей правоте! Сегодня я готова к откровенному разговору о главном – о нас и наших детях и как педагог, и как мама. Поэтому, начну с себя. До того, как я стала мамой (а мамой я стала в 30 лет, имея за плечами более десяти лет педагогической деятельности и убедительные награды в этой области), я считала, что точно знаю, что необходимо тому или иному ребенку, «безошибочно» определяла для себя проблемы в той или иной семье, определяя подход к конкретному малышу.
Что уже говорить о моих детях, если с чужими так! – думала я тогда. Однако судьба распорядилась иначе. И теперь я благодарна, что именно так. Не смотря на договоренность с врачами, подготовку к родам, я испытала очень, очень тяжелые первые роды. До сих пор, спустя почти 5 лет, это одно из самых ужасных событий моей жизни. Но еще хуже, чем мне было моему мальчику. В результате – наблюдения невропатолога, в 2 года практически не говорит, в 3,5 – еле-еле понятны отдельные слова. Надо сказать, что в 10 месяцев я вышла на работу, совмещая должность мамы и пед. деятельность. И, конечно, я сравнивала своего ребенка с чужими детьми. Чужие весело танцевали, повторяли за мной, играли, а мой – просто лежал в углу аудитории и смотрел. Ничего не повторяя вообще. Волновалась ли я? Огорчалась ли я? Конечно. Но мне хватило мудрости и терпения не заставлять его, не водить по многочисленным логопедам и психологам, а просто любить и продолжать играть с ним. Сейчас ему почти 5 лет (он принципиально не ходит в сад – это моя позиция для него), ребенок поет, сочиняет стихи и удивительные сказки. Буквы мы выучили за 2 недели. Какой урок я усвоила? Что у каждого ребенка СВОЙ ритм и свое время! Что ДОЛЖЕН уметь и знать ребенок в 2 года? В 4-ре? В пять лет? Какие цифры, какие буквы? А ответ прост: он ничего никому НЕ ДОЛЖЕН! Единственная его задача – быть любимым и счастливым!
Вот вам другой пример из жизни. На занятие в мою группу приходят 3 новых мальчика 3-4 лет. Двое – гиперактивные, 3-й – очень зажат и скован. 1 и 3 мамы входят в зал, 2-я остается за дверью – «учит сына самостоятельности». 1 и 3 ребенок не включаются в занятие – наблюдают, 2-й – бегает, отвлекается и отвлекает других. 1 мама наблюдает с сыном треть занятия, и видя, что тот продолжает смотреть, начинает играть наравне с нами, включая сына в игру, превращаясь в медузу, акулу и т.п. 3 мама смотрит, но пытается надавить и «втолкнуть» сына в круг, сыграть его рукой, настойчиво просит снова и снова повторять все за мной. 2-я мама на мое предложение войти и играть с сыном, отказалась, пригрозив ему уходом домой, и снова закрыв дверь.
Каков был итог этого занятия? 3-я мама увела рыдающего сына домой, не дождавшись окончания урока. И я уверена, что мама не поняла в чем дело, возможно, обвинив меня в неудаче, и скорее всего, я ее больше не увижу. Хотя ее мальчик пошел на контакт с самого начала, он с интересом рассматривал музыкальные инструменты со мной до начала урока и охотно беседовал.
2 –я мама так и не увидела, чем занимался ее сын, она так и просидела за закрытой дверью, таким образом отгородившись от проблемы. А мальчик тем временем, как говорится – «ни себе, ни людям».
1-я мама играла наравне с детьми, включив в игру и своего мальчика. Они ушли в хорошем настроении и желанием прийти снова. Вот результат одного и того же занятия. Как могла измениться ситуация, если бы мы, родители, знали как правильно себя вести в определенных ситуациях?
Английская народная пословица гласит: «Не воспитывайте своих детей, - все равно они будут похожими на вас»... Так что же можно посоветовать родителям?
- просто любить и позволить ребенку быть собой… (если все равно много времени остается для сомнений и «копаний»– завести второго ребенка, - помогает :).
- не форсировать события, и ни в коем случае не вталкивать насильно ребенка в деятельность;
- не отгораживаться, если есть намек на проблему, а играть и танцевать вместе с ребенком! И только так вы добьетесь успеха в любой деятельности и общении;
- не огорчаться и не обижаться, если ребенок ведет себя не так, как вы сами себе придумали! Он никому ничего не должен!
- помнить, что даже взрослый теряется в новой обстановке.
Мы приблизились к ответу на вопрос «КАК заниматься?». Теперь о том, ЧЕМ заниматься.
Все чаще слышно от встревоженных мам: «Нам 2 года, а мы не говорим; посоветуйте логопеда для 3-х летки, а где есть хореография для ребенка 2,5 лет, а английский язык у вас с какого возраста (подразумевая, что месяцев с 6-ти было бы идеально, наверное…)».
Но, напоминаю, я никого не хочу обидеть:)! Для того, чтобы ответить на эти и подобные вопросы, маме нужно САМОЙ перелопатить кучу педагогической литературы, пообщаться на специализированных форумах по раннему развитию детей и выбрать для себя «любимого» автора по детской психологии :). И только так!
Если, конечно, вы действительно хотите разобрать в вопросах ЧЕМ и ЗАЧЕМ. И тогда вы узнаете, что хо-ре-ог-ра-фии для детей 2-4 лет просто не существует! Есть РИТМИКА, где дети этого возраста учатся координации, различным видам движения, ориентированию в пространстве, внимаю, чередованию напряжения и расслабления определенных групп мышц и танцевальным элементам. Если на хо-ре-ог-ра-фии с вами начнут учить детские танцы – рассмотрите другие варианты. Без всего вышеперечисленного хореография не получится даже в школьном возрасте! Хороший педагог-хореограф предложит вам игры и танцевальные движения.
Вы также узнаете, что «не говорит» или «плохо говорит» - это в 90% случаев – совершенно нормально (за исключением явных патологий, требующих врачебного вмешательства). Доброжелательное, доверительное общение с ребенком, чтение ему стихов и сказок, игра в настольный, пальчиковый или любой другой вид театра, потешки в ритме и игрой в «телесный» или любой другой импровизированный оркестр – вот то, что вам нужно НАВЕРНЯКА, а с изнурительными занятиями по развитию речи скорее всего, можно повременить. Также вам будет интересна точка зрения, что английский «с рождения» полезен и эффективен только в случае нахождения ребенка в языковой среде, а не сведенный к простому заучиванию непонятных слов. А еще, буквы и цифры учатся в 4-5 лет гораздо быстрее, и то, на что вы потратите 2 года в 2 года, в 4-ре освоится за 2-3 недели :).
Так, мы плавно переходим к вопросу ЗАЧЕМ?
Итак, зачем? Чего большинство родителей на самом деле ожидают от ШРР, конечно, после фразы «всестороннее развитие и общение»? Мне думается, что завуалированной подготовки к школе.
Буквы и цифры – чем раньше, тем лучше! Но так ли это? Действительно чем раньше, тем лучше? Этим вопросом задается не одно поколение педагогов и родителей.
Подготовка к школе, которая ежегодно усложняет программу, выдвигая все новые и новые требования к детям и педагогам. А что в итоге? Низкое качество знаний, уровня преподавания и полнейшее отсутствие мотивации к учению уже в начальной школе! Подготовка к школе, которую видно издалека по типовому зданию, зачастую серенькому и очень бедненькому, построенному без учета красоты, комфорта, уюта и здоровьесберегающих технологий! К школе, которая финансируется по остаточному принципу, к школе, которая находится в конце «пищевой цепочки» государства и общества! А значит, и работают там зачастую, не самые лучшие?..
Дж. Сорос сказал: «Каждый раз, проходя мимо тюрьмы и школы, я сочувствую тем, кто внутри». А теперь зададим еще раз вопрос – ЗАЧЕМ? Зачем с 2-х лет начинать готовиться к школе, сидя за столиками, сложив руки, не бегая, не прыгая и потому очень редко играя?
«Чуткость маленьких детей поразительна. Иногда кажется, что они, действительно, лучше нас знают, как их надо учить, и чему. Когда в результате своих педагогических поисков делаешь один верный шаг, то тут же обнаруживаешь, что именно так поступают дети, если грубо не вмешиваться в их деятельность.» - так начиналась наша статья.
Так чему же и зачем? Не знаю, ответили ли вы для себя на этот вопрос, но надеюсь, что хотя бы еще раз задумались об этом.
Я уверена, что в дошкольном возрасте необходимо не столько творческое обучение, сколько обучение творчеству. Развитие эмоциональной сферы, умения слушать и слышать, сопереживать, взаимодействовать со сверстниками, ориентироваться в пространстве, владеть свои телом и фантазировать! Сочинять, перевоплощаться в героев сказок, в животных, птиц и насекомых, фантастических существ, не повторять готовое «делай как я», а осваивать различные элементы и способы движения для создания собственного шедевра:-)!
Вот чем, например, отличается детсадовский зайчик от «творческого» зайчика? Тем, что в д/с воспитатель сложит ушки вот так, лапки вот так, вот вам и зайчик готовый. А если еще заучить с зажатым и плохоговорящим ребенком стишок и заставить его «выступить» с ним на публике – вообще здорово! Такой ребенок будет показывать ТОЛЬКО такого зайчика всю жизнь, и учить так прыгать своих детей (утрирую, но не сильно). А вот вам творческий зайчик: дети смотрят на разных зайчиков, слушают разные мелодии разных зайчиков, потом играют в зайчиков. И выясняется, что зайчик может быть веселым и хмурым, трусом и задавакой, сердитым и озорным. При этом движения, и лапки, и ушки, и «мордочки» у зайчиков будут совершенно разными!
Вот так.
Современное образование зашло в тупик, и мы-родители способствуем этому; современная медицина зашла в тупик, и мы-пациенты терпим это; современное государство зашло в тупик, и мы-граждане позволяем это; современное человечество зашло в тупик, и мы-люди продолжаем творить экологические, экономические и нравственные преступления. Надежда только на то, что нам хватит мудрости просто любить тех, кто рядом, не требуя от них стать лучше.
Давайте позволим детям быть просто любимыми и счастливыми, просто играть и познавать этот мир. А ведь давно известно, что лучше всего человек обучается тогда, когда он счастлив и спокоен!
С уважением и надеждой на понимание, Кузовкова Ольга – педагог-дошкольник, руководитель музыкально-театральной студии «ЖИРАФ» для самых маленьких, и просто мама Всеволода и Полины.
Советуем почитать:
- работы и статьи Тютюнниковой Т.Э.;
- приоткрыть для себя мир орфовской педагогики; «Развитие врожденных способностей» Ш.Сузуки; «Эффект Моцарта» Д.Кэмпбела; удивительнейший и прекраснейший мир искусствоведа Михаила Казиника;
- работы Амонашвили Ш.А.;
- исследования доктора Базарного о школе и здоровье.
Тэги: занятия с дошкольником дошкольники подготовка к школе
Похожие статьи
Детский клуб Доброта приглашает в гости!
Детский клуб ДобротаНаш детский клуб приглашает родителей и их деток на такие дисциплины: Подготовка к школе Ранее развитие Айкидо Танцы Английский ...
Читать далееКак сделать школьный старт максимально легким, комфортным, продуктивным и счастливым — рассказала психолог и мама Екатерина Гольцберг в...
Читать далее8 комментариев
"Современное образование зашло в тупик, и мы-родители способствуем этому; современная медицина зашла в тупик, и мы-пациенты терпим это; современное государство зашло в тупик, и мы-граждане позволяем это; современное человечество зашло в тупик, и мы-люди продолжаем творить экологические, экономические и нравственные преступления. Надежда только на то, что нам хватит мудрости просто любить тех, кто рядом, не требуя от них стать лучше.
Давайте позволим детям быть просто любимыми и счастливыми, просто играть и познавать этот мир. А ведь давно известно, что лучше всего человек обучается тогда, когда он счастлив и спокоен!"
Отличная статья! - трезвый взгляд на действительность.
Очень интересная статья. Спасибо Вам!
Оля, хочу Вам подякувати за Вашу роботу, за те Що, ЯК і Чому Ви працюєте з нашими дітьми. Я теж рада, що зовсім випадково, але знайшла педагога, який думає так, як я. Ви не примушуєте дытей, а їм цікаво. Дякую. Мама Ані