Психолог Светлана Ройз (ФБ)
СКОРО В ШКОЛУ
Для облегчения адаптации детей и взрослых можно прямо сейчас:
1. Возвращать (или формировать) привычный во время школьной жизни режим дня. (Начинать просыпаться на 15-30 минут раньше каждый день).
2. Мы помним, что дети, в первую очередь, идут в школу...к друзьям, устанавливать отношения. Только после того, как они почувствуют безопасность в контактах, смогут приступить к учебе. Младшешкольникам здорово было бы посмотреть на фото одноклассников, устроить зум-встречу или в кино/парке/на квесте. (Старшие сами разберутся)
3. Если у классного руководителя (куратора, тьютера) хватит сил и времени, было бы здорово прислать всем детям искреннее короткое письмо с доброй "настройкой" перед учебным годом.
4. Можно вспомнить - узнать - наметить дорогу в школу. С малышами - нарисовать - распечатать карту.
5. Провести ревизию канцтоваров и одежды. Выбор/покупка нового - создаёт фон (радостного) ожидания. Только важно дать возможность детям самим выбрать канцтовары. А одежда для гиперчувствительных детей любого возраста и первоклашек - лучше пусть будет с минимумом швов, не обтягивающая и желательно, не надевающаяся через голову. если телу ребенка дискомфортно, не удобно - он не сможет сосредоточиться на учебе.
6. Ребенок уже может готовить рабочее место - убрать на столе, поставить лампу - процесс упорядочивания сам по себе структурирует. (Малышам важно, чтобы ноги при сидении доставали до пола, или стояли на подставке, а игрушек было меньше в поле зрения)
7. Летний откат в знаниях. Важно помнить, что за летние месяцы происходит "откат в знаниях", в среднем, к концу первой- началу второй четверти предыдущего года обучения. Это нормально. Все вспомнят.
8. Каждый год это повторяю - узнайте, пожалуйста, какой в (новой) школе туалет. Если не привычной для ребенка конструкции - важно ребенка научить пользоваться именно таким. Для малышей - (руки детей 6 лет ещё не достают до попы)- важно закреплять навыки самообслуживания - гигиена, переодеться, самому кушать.
9. Для малышей: важно играть с ними, называя их и по фамилии, обучая откликаться не только на имя (многие дети в первом классе ждут обращения по имени и не считают,что обращаются именно к ним, когда учитель говорит: "дети, откройте книги")
10. Здорово продумывать вместе с ребенком идеи завтраков или еды в школу (которую ребенок будет брать с собой). Даже дома можно "играть" - в ланч, доставая еду из ланч бокса, пользуясь салфетками.
11. Если учитель незнакомый - для малышей (1-4 класс) - было бы правильно увидеть, услышать голос, "почувствовать" нового человека. А родители смогут оценить, насколько непохожа на женщин/мужчин семьи учительница/учитель - выше-ниже - громче- тише- больше-меньше. Малыши, особенно те, кто не был в садике, чувствительны к совсем новым типажам. Ребенку могут быть важны наши слова- напоминания о том, что люди бывают разными.
12. Если класс инклюзивный - с ребенком важно об этом поговорить, предупредить о том, что его забота может быть важна однокласснику, что у всех людей разные способы восприятия информации. И непохожий - не значит плохой.
13. При переходе в среднюю школу - важно познакомить ребенка с классным руководителем, идеально - если в школе подготовят "портфолио" учителей (фото, ФИО, какой предмет ведёт). Это важно и для того, чтобы дети настраивались, и поможет ориентироваться в новом для них мире разных преподавателей.
14. Это удобно, когда школа полного дня. С кружками, разными занятиями. Но очень хорошо, если, помимо школы, у ребенка есть еще "своя" территория. Не связанная со школьной жизнью.
15. Нам важно «отметить» переход из отдыха и лета - в рабочую осень. Отпраздновать.
16. В конце августа я продумываю, что буду вкладывать первый месяц в рюкзак дочке и рекомендовать семьям клиентов - маленькие открытки, мягкий брелок, который можно сжимать в руке, браслетики, которые у нас будут одинаковыми, ручку с глиттерами- блёстками или волчок - которые мы используем, как практики майндфулнес, наблюдая за их кружением и движением.
17. Ещё важная тема: я часто повторяю, что нам с папой очень важно знать, что дочка в безопасности, что мы всегда будем на ее стороне. Когда мы в мультфильмах или фильмах видим черты буллинга - я ей называю - это буллинг. Это недопустимо. Если это происходит рядом с тобой или вдруг, не дай Бог, по отношению к тебе - пожалуйста, обязательно говори нам и другим взрослым. Мы повторяем простые правила - важно ходить в туалет, из школы без нас уходить нельзя, если вдруг важна помощь - есть тьютер или классный руководитель. и в этом году важно уточнить новые карантинные правила.
18. Ну и себе и другим напоминаю - школа - только часть жизни. Кроме школы в жизни ребенка должна быть Жизнь. С игрой, отдыхом и радостью.